В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок

В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок

В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок

Распространенными формами взаимоотношений между потенциальными участниками купли-продажи товаров и услуг на просторах интернета являются открытые конкурсы (тендеры) и электронные аукционы.

Еще пару десятилетий назад аукцион ассоциировался с продажей предметов искусств, а конкурс – с выбором первой красавицы планеты.

С широкомасштабным проникновением Всемирной паутины в повседневную реальность не только людей, но и организаций, а также государственных структур эти понятия обрели иной смысл.

Сегодня на одних специализированных электронных ресурсах проводятся торги со стоимостью лота в сотни миллионов рублей, а на других можно приобрести милую безделушку всего за пару сотен. Для простых смертных Любой пользователь интернета может поучаствовать в аукционах на таких ресурсах, как eBay, Молоток.ру, Аукубань.ру, 24au.ru. Здесь открываются широкие возможности покупки различных товаров.

Котировка аукцион конкурс в чем различия 223 фз

Контракт по итогам конкурса подписывается сторонами в обычной форме, на бумаге.

Несмотря на отличия в процедурах, для участия и в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие (при аукционе такое обеспечение вносят на ЭТП, при конкурсе — на счет, указанный в документации), при заключении контракта — обеспечение его исполнения в виде внесения денежных средств на специальный счет заказчика или в виде банковской гарантии. Ограничения при проведении конкурсов и аукционов В целом, поскольку подведение итогов конкурса зависит от решения членов комиссии, заявки претендентов, этот способ закупки считается более коррупционным, чем аукцион. Поэтому согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ-44 Правительством РФ разрабатывается перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупать только путем аукциона (так называемый аукционный перечень).

Чем отличаются друг от друга аукцион, конкурс и запрос котировок

В сумме это упрощает участие в госзакупках для малого и среднего бизнеса. У вас есть минимум два способа узнать о проведении такого аукциона: заказчик публикует информацию о закупке не только на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, но и на самой электронной площадке. Информация о проведении открытого конкурса, как и электронного аукциона, тоже публикуется на сайте госзакупок.

www.zakupki.gov.ru

На подачу заявок у участников есть не менее 20 дней. С этого момента начинаются отличия. Например, для участия в конкурсе не нужна ЭЦП и аккредитация на одной из площадок. Победителем становится тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта, цена отнюдь не самый главный фактор.

Электронные торги: аукцион, конкурс, запрос котировок

Внимание Стоимость снижается на шаг аукциона, который составляет 0,5 % от цены заказчика. Победителем аукциона является тот, кто предлагает наименьшую стоимость. Изначально аукционы устраивались с целью распродажи долгового имущества, однако с течением времени политика мероприятия изменилась.

Сейчас вы можете принять участие в аукционе на продажу предметов искусства, антиквариата, определенного товара во внешней торговле и т.д. При этом различают такие виды аукциона, как прямой (английский), первой цены, второй цены, обратный и аукцион «платят все».

Считается, что это наиболее прозрачная форма торгов.

Особенности конкурса Понятие «конкурс» часто используют в едином контексте с тендером. Не стоит забывать, что тендер не закреплен в законодательстве, это иностранное понятие. Поэтому проще употреблять определение «конкурс», которое регулирует Гражданский кодекс РФ.

Чем отличается конкурс от аукциона фз 44

В котировочной заявке, которую подает участник торгов, содержится лишь предложение цены, основная информация о поставке и поставщике, и формальное согласие на участие. Как правило, многие представители малого бизнеса начинают свою работу в этой сфере именно с них. Кроме того, Заказчик может пригласить к участию конкретные фирмы, что, в общем, запрещено в других видах торгов.

Здесь участники так же, как и в открытом конкурсе, подают заявки на участие в запечатанных конвертах. Критерий определения победителя лишь один – цена.

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

Чем отличается конкурс от аукциона фз 44 Победитель в данном случае определяется посредством пошагового понижения начальной цены, которая одновременно является и максимальной. Другое название такой процедуры в рамках терминологии Гражданского кодекса – редукцион.

Если участник по ошибке или намеренно указывает в своей аукционной заявке цену, превышающую значение НМЦ, то в допуске ему отказывают.
Аукционы – единственная форма реализации госзаказа в ряде сфер.

Одна из них – капитальное строительство, в которой все крупные тендеры по закону должны проводится путем электронного аукциона.

Чем открытый конкурс отличается от аукциона по 44 фз В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

На данный момент их шесть: ”Сбербанк-АСТ”, “РТС-тендер”, “Единая электронная торговая площадка”, “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”, а также ЗАО “Московская межбанковская валютная биржа”, и самая новая – “Российский аукционный дом”.

Все взаимодействие между заказчиком и поставщиком осуществляется через площадку. Проведение электронного аукциона регламентируется статьями 59-71 44-ФЗ.

Преимущества электронного аукциона перед другими видами торгов: — Подобная форма торгов дешевле, это позволяет экономить бюджет; — Это более открытый и прозрачный способ выяснить победителя; — Менее подвержен коррупции; — Более конкурентен, благодаря большей прозрачности; — удобен для участников: зарегистрироваться и участвовать можно из любого региона; — Современные методы защиты (такие, как обязательное использование Электронной Цифровой Подписи) делают его более безопасным.

В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок?

В конкурсе принимают участие несколько поставщиков. Заказчику необходимо выбрать достойного претендента, ориентируясь на условия контракта. Отличие конкурса от аукциона в том, что участники не могут изменить свои условия в ходе торгов. Конкурсы подразделяются на:

  • открытые: заказчик приглашает к участию всех желающих;
  • селективные: после подачи заявок на участие заказчик самостоятельно отбирает претендентов, которые будут продолжать борьбу;
  • закрытые: заказчик рассылает приглашения ограниченному числу лиц.

Участники конкурса не знают, что предлагают конкуренты, вот почему так важно тщательно готовить документацию.

Рекомендовано приглашать специалистов, которые помогают выверить информацию и скомпоновать ее должным образом.

Запрос предложений и запрос котировок по фз № 223 Конкурсы и аукционы являются самыми распространенными видами конкурентных процедур закупок, которые заказчики, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней проводят по Закону о контрактной системе (ФЗ-44).

Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта.

Отличия конкурсов от аукционов Согласно ФЗ-44 конкурс — способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион — способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта.

Информация о конкурсах (не являющихся закрытыми) также публикуется в ЕИС, однако заявки подаются в бумажном виде, а рассмотрение и оценка, принятие решения о победителе, осуществляется комиссией.

Источник: https://02zakon.ru/v-chem-osnovnoe-shodstvo-elektronnogo-auktsiona-i-zaprosa-kotirovok/

Формы проведения торгов в системе госзакупок: чем различаются аукцион, конкурс и запрос котировок

В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок

Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.

В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику  необходимые  товар, результат выполнения работ или услугу  наилучшего качества по наиболее низкой цене.

Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.

Электронный аукцион

Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р, которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.

Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:

Электронные площадки обеспечивают  электронную форму для всех элементов аукциона.

У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку  и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует  для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте  www.zakupki.gov.ru, но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить  аукцион.

Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки».

В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную  документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная  (максимальная) цена.

Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.

Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к.

сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно.

То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их  предложения по объекту закупки.

На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое  требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.

Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.

Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.

Открытый конкурс

Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте   www.zakupki.gov.ru, и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки».

Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.

Однако прежде чем подавать заявку,  участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.

Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно  продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.

Также заказчик  укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок,  исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.

Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Запрос котировок

Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств.

С его помощью приобретается обычная  и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта,  основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.   

Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/tks/2016/8/11363

Виды тендеров по 44-ФЗ

В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок

В рамках 44-ФЗ проводится  несколько конкурентных видов торгов: электронный аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Чем они отличаются друг от друга, когда и как проводятся?

У каждого вида государственных торгов есть своя специфика, которая раскрывается при подаче заявки, общении с заказчиком, определении победителя и т.д. Вид тендера, который выбирает заказчик, указывается в извещении о закупке, публикуемом в Единой информационной системе (ЕИС).

Конкурс и электронный аукцион

Большинство тендеров по 44-ФЗ проводятся в виде открытых конкурсов и электронных аукционов. Они не имеют ограничения по цене, в отличие от запроса котировок, позволяют участвовать  большому числу потенциальных поставщиков.

Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 года  471-р утвержден перечень товаров, работ и услуг,  по которым закупки заказчик должен осуществлять с помощью электронных аукционов. По всем остальным случаям могут проводиться конкурсы, которые бывают открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными.

Конкурс – это более сложный и длительный вид торгов. Основное отличие конкурса от аукциона заключается в том, что его победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Здесь учитывается множество критериев оценки поставщика, таких как опыт, качество выполнения работы, квалификация и т.д.  В электронном аукционе только один критерий оценки – цена контракта. И победителем признается участник, который предложил лучшую цену.

Поэтому это самый простой и самый распространенный  вид государственных торгов.

Кроме того, в отличии от конкурса, электронный аукцион проводится  в электронной форме, взаимодействие участника и заказчика идет дистанционно, через электронную торговую площадку (ЭТП).

Есть еще несколько отличий в процедурах этих двух видов тендеров. Проведение  конкурса занимает больше времени, чем проведение электронного аукциона. Например, открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев.

И обеспечение заявки для конкурса может предоставляться в виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств. В случае электронного аукциона обеспечение заявки осуществляется только с помощью денежных средств.

Требования к обеспечению контракта одинаковые как в случае конкурса, так и в случае электронного аукциона: это банковская гарантия или  денежные средства, внесенные  на счет заказчика. На выполнение процедуры обеспечения отводится до 5 рабочих дней после получения контракта от заказчика. Контракт заключается в срок от десяти дней до двадцати дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.

Конкурс признается несостоявшимся, если на него не подано  ни одной заявки. Если подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям, то конкурс также признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Запрос предложений

Запрос предложений – это способ проведения торгов, при котором заказчик направляет письменный запрос потенциальным поставщикам, который содержит все необходимые требования к товару и критерии определения победителя. Контракт заключается с поставщиком, предложившим лучшие условия.

Запрос предложений проводится только в определённых случаях, установленных 44-ФЗ.

Основная часть  таких случаев – это, например, когда заказчик в одностороннем порядке расторгнул договор, и ему в срочно порядке нужно найти нового поставщика, который будет «доделывать» этот контракт.

Также данный вид торгов проводится, если аукцион или конкурс признан несостоявшимся, т.к. никто не подал заявки. Запрос предложений зачастую практикуется в ситуациях, когда осуществляется поставка лекарств, необходимых пациенту по решению врачебной комиссии и др.

Изюминка запроса предложений в том, что прием заявок на участие проводится в очень короткий срок – в течение  5 дней после того, как заказчик разместил в  ЕИС извещение о закупке.

Конверты с поданными заявками вскрываются заказчиком в последний день приема заявок. Затем в течение одного дня в ЕИС публикуется  выписка из протокола с лучшим условием выполнения контракта и списком отклоненных заявок. Далее у поставщиков есть один рабочий день для улучшения своих первоначальных предложений.  

В тот же день заказчик проводит оценку  заявок, публикует итоговый протокол и объявляет победителя. Контракт подписывается в срок от семи до двадцати дней с момента объявления победителя.

Если подана только одна заявка, то запрос предложений считается несостоявшимся. Также он может быть признан несостоявшимся, если  среди всех заявок только одна соответствует требованиям. В такой ситуации заказчик проводит другой вид торгов – закупку у единственного поставщика. На это необходимо получить согласование Федеральной антимонопольной службы.

Источник: https://torgirf.ru/page/vidyy-tenderov-po-44-fz.aspx

Котировка или аукцион по 44 фз

Процедуру проведения торгов заменяет вскрытие конвертов и сравнение заявок с критериями оценки.

Внимание На выбор победителя отводится 20 дней со дня вскрытия конвертов.

Такой срок отводится на внимательное изучение всех поданных заявок.

Запрос котировок – по праву считается самым простым способом закупок. По своим условиям – он больше всего подходит для приобретения госструктурами серийных товаров, работ и услуг.

Важно На данный момент их шесть: ”Сбербанк-АСТ”, “РТС-тендер”, “Единая электронная торговая площадка”, “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”, а также ЗАО “Московская межбанковская валютная биржа”, и “Российский аукционный дом”.

Запрос котировок или аукцион: что выбрать?

В российском законодательстве первые положения процедуры запроса котировок были регламентированы об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв. Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305). Например:

«Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд с применением способа запроса котировок при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда»

.

Если мы проведем аналогию с реалиями сегодняшнего дня, то увидим, что основополагающие требования к условиям и процедурам размещения заказа путем запроса котировок практически не изменились. Аукцион — торги, победителем которых признается

Отличие аукциона от конкурса

Большая часть закупок проходит именно на таких условиях, об этом свидетельствуют данные, которые внесены в Единый информационный реестр или систему. Чтобы более детально понять, в каком виде закупки нужно принимать участие поставщику, следует ознакомиться с основными отличиями конкурса и аукциона.

Более выигрышным считается аукцион, так как здесь появляется большая вероятность стать победителем.

В конкурсах больше смотрят на качество представленных лотов, соответственно, оценивают их более требовательно. В электронном аукционе ставки можно делать несколько раз, в то время, как в конкурсе торги не предусмотрены.

Предложить свои условия можно только в единичном случае, при том, что никто из участников не сможет узнать предложение других. Чтобы более детально разобраться, в чем вам лучше принять участие, оставляйте заявку на нашем сайте и с вами свяжутся наши консультанты, чтобы объяснить условия и этапы проведения конкурсов и аукционов в любом регионе страны.

Разница между аукционом и котировкой

Под котировкой принято понимать текущую стоимость какого-либо товара, предлагаемую либо продавцом, либо покупателем (то есть цену, за которую одна сторона готова продать товар, а другая — купить).

Также организаторы торгов отвечают за оперативное и корректное опубликование котировок.Показатели стоимости активов, о которых идет речь, на современных биржах чаще всего формируются исходя из соотношения спроса и предложения на товар. То есть по рыночным принципам, характеризующим массовый спрос.

Рекомендуем прочесть:  Индекс документа 1 су

Главное отличие аукциона от котировки в том, что первый термин соответствует особому механизму организации торгов, в рамках которого конечная цена товара определяется торгующимися покупателями.

Как выбрать способ закупки по 44-ФЗ

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна.

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать. Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  1. минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  2. можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  3. меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
  4. не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  1. высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих.

Ограничения при проведении конкурсов и аукционов В целом, поскольку подведение итогов конкурса зависит от решения членов комиссии, заявки претендентов, этот способ закупки считается более коррупционным, чем аукцион.

Поэтому согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ-44 Правительством РФ разрабатывается перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупать только путем аукциона (так называемый аукционный перечень).

В сумме это упрощает участие в госзакупках для малого и среднего бизнеса. У вас есть минимум два способа узнать о проведении такого аукциона: заказчик публикует информацию о закупке не только на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, но и на самой электронной площадке. Информация о проведении открытого конкурса, как и электронного аукциона, тоже публикуется на сайте госзакупок.

www.zakupki.gov.ru На подачу заявок у участников есть не менее 20 дней.

С этого момента начинаются отличия.

Источник: https://pdd23.ru/v-chem-osnovnoe-shodstvo-ehlektronnogo-aukciona-i-zaprosa-kotirovok-48688/

Способы закупок: для 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие – Северо-Западный Удостоверяющий Центр

В чем основное сходство электронного аукциона и запроса котировок

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные – не подразумевают выбор поставщика.

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Неторговые закупки – менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион – способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) – способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса – совокупность характеристик, включая цену.

Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания – это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст.

447 ГК РФ “выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия”.

Таким образом, в случае проведения аукциона – победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса – победителя определяет конкурсная коммисия, назначенная организатором торгов.

Третье различие – конфиденциальность.

Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие – финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку “наиболее высокую цену”, описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.

Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» – денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене.

В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены – редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены.

Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены.

Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок.

Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем.

Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ “О контрактной системе” (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена – единственный критерий отбора поставщика.

С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Юрист Ходюков
Добавить комментарий