Поступление в магистратуру после бакалавриата на другую специальность

Магистратура по другой специальности: кому подходит и что нужно знать

Поступление в магистратуру после бакалавриата на другую специальность

Бывает, что после получения диплома студент понимает, что профессия, которую он получил, ему неинтересна, и работать по ней он, скорее всего, не будет. Что делать в этом случае? Возможно ли поступить в магистратуру по другой специальности? О магистратуре и правилах поступления на нее следует знать больше.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек. Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно.

Обучение в магистратуре подходит людям, которые чувствуют себя комфортно в научной деятельности и хотят дальше развиваться в этой сфере. После получения диплома магистра можно поступать в аспирантуру и преподавать.

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Все российские вузы предлагают желающим поступить в магистратуру на множество направлений обучения различного профиля. Стать магистром можно в тех же областях, что и  бакалавром — экономической, технической, гуманитарной, юридической, психолого-педагогической, творческой.

Для специальностей медицинских университетов магистратуры нет, так как студенты-медики могут получить только квалификацию специалиста. Необязательно использовать магистратуру в качестве продолжения совершенствования знаний по специальности, полученной в бакалавриате.

Магистратура – это отличный способ освоить новую для себя профессию. Но не стоит заниматься кардинальной сменой профессии (например, лингвист-биолог, психолог-агроном и т.д.).

Все же лучше выбирать смежные специальности или те, которые кажутся необходимы для дополнения бакалавриата. Например, можно быть бакалавром в области экономики/финансов/логистики/таможенного дела и магистром в сфере лингвистики/юриспруденции/управления персоналом/менеджмента/гостиничного или ресторанного бизнеса.

Но никто не запрещает выбирать магистратуру по гуманитарному направлению для души. Например, журналистике, истории, философии, зарубежному регионоведению и т.д..

Во многих университетах есть программы обмена студентами в магистратуре. То есть можно один год учиться в России, а второй год обучения провести за границей. Это дает возможность получить диплом магистра двух образцов – российского и зарубежного. Также это позволит выучить иностранные языки, установить деловые связи и, возможно, остаться строить карьеру за границей.

Считается ли магистратура по другой специальности вторым высшим

Многие люди задумываются, а считается ли магистратура вторым высшим образованием? Если поступать в магистратуру сразу же после бакалавриата, то она не является вторым высшим образованием. Однако, выпускник получает диплом магистра.

Вторым высшим образованием магистратура считается только в том случае, если в нее поступать второй раз. Тогда уже студент не сможет получать стипендию и учиться за счет государственного бюджета.

Выбор магистратуры подходит тем, кто:

  • чувствует потребность в карьерном росте (магистратура дает возможность занимать руководящие должности);
  • хочет освоить новую профессию (смежную или попробовать себя в абсолютно новой сфере деятельности);
  • желает получить отсрочку от армии.

Важное преимущество магистратуры в том, что трудоустраиваться можно по отдельности как с дипломом бакалавра, так и с дипломом магистра. Работодатели рассматривают и дипломы магистра по абсолютно другой специальности.

Всегда ли магистратура по другой специальности оплачивается

Поступать в магистратуру можно как по специальности, полученной в бакалавриате или специалитете, так и по совершенно другому направлению. Учиться можно бесплатно, если поступил после бакалавриата или специалитета.

Оплачиваться магистратура будет только в том случае, если:

  • абитуриент не прошел порог вступительных испытаний по баллам на бюджетную основу;
  • человек поступает в магистратуру уже второй раз (в этом случае она равносильна второму высшему образованию).

Не стоит забывать, что процесс поступления в магистратуру практически ничем не отличается от поступления в бакалавриат или специалитет.

Как поступить в магистратуру на другую специальность

Чтобы поступить в магистратуру по абсолютно другой специальности, следует придерживаться некоторых правил. Условия поступления надо узнавать в конкретном университете.

Зачисление в магистратуру происходит по баллам вступительных экзаменов (вуз устанавливает самостоятельно, можно посмотреть на официальном сайте) и результатам собеседования на кафедре.

Начать подготовку к поступлению следует с выбора вуза. Следует определиться, будет ли это получение степени магистра в этом же вузе, в университете в другом городе или вообще за границей.

Готовиться к поступлению в магистратуру по другому направлению следует заблаговременно, хотя бы за 1-1,5 года. Так как это другая профессия и предметы из профессионального цикла были изучены в бакалавриате, придется освоить их самостоятельно.

Экзамен в магистратуру сдают по профильным предметам и по выбору вуза – иностранному языку, экономике, философии и т.д.. Все узнать об экзаменах можно на официальном сайте вуза. Вступительные испытания проводятся в форме тестирования, по билетам или сразу в двух вариантах.

Преподаватели магистратуры должны быть заинтересованы в вас

Магистратура – это уровень образования на порядок выше бакалавриата. При поступлении проводится собеседование. Важно подготовить интересную, достойную автобиографию. Необходимо заинтересовать приемную комиссию в своей персоне, тем более если речь идет об обучении за счет государственного бюджета.

Магистратура – это новый этап в жизни каждого человека. Он открывает путь в науку, преподавательскую деятельность и позволяет углубить знания по специальности.

В этом видео вы узнаете о бакалавриате и магистратуре в Кембридже, LSE, Оксфорде:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/magistratura-po-drugoj-spetsialnosti.html

Магистратура по другой специальности: возможно ли поступление после специалитета или бакалавра в другой ВУЗ

Поступление в магистратуру после бакалавриата на другую специальность

Вот отучился четыре года, стал бакалавром юриспруденциии, потому что папа хотел, а потом — что? Как вариант — пойти в магистратуру. Главное, поступить в совершенно другой вуз. Во-первых, потому что так можно.

Во-вторых, это лучший способ перезапустить жизнь, если юрфак — ну совсем не твоё. Александра Борисова объясняет, что сегодня даёт магистратура и какой смысл (а он есть!) в двухступенчатой Болонской системе образования.

Это тренировка жизни (учёбы/работы) в разных условиях и местах

С 1999 года в Европе, а с 2003 года и в России началась реформа высшего образования, известная как Болонский процесс. Наша высшая школа разделилась на две самостоятельные ступени — бакалавриат и магистратуру.

Надо сказать, что процесс называется Болонским по городу, где страны подписали соглашение, и никакого отношения к итальянской образовательной системе не имеет.

В Италии высшее образование существовало, как и в России, в форме диплома специалиста (он назывался laurea, учиться нужно было 4-5 лет).

Ступенчатая система была не привычна и для Германии, и для всех стран немецкого академического мира (куда входит и Россия — наша система пришла оттуда) — там университеты всегда выдавали дипломы. Да ещё какие: немецкие инженерные дипломы были знаком качества и гарантией трудоустройства по всему миру.

«Родными» две ступени высшего образования были в основном для Великобритании. А в остальной Европе они внедрялись (и продолжают) с боем. Немцы вздыхают по своему фирменному инженерному специалитету, а в итальянских СМИ до сих пор можно встретить эмоциональные заголовки типа «Университеты: провал реформы «3+2».

Так какой всё-таки смысл в двухступенчатой системе и почему после бакалавриата стоит обязательно сменить вуз?

Сменить вуз нужно хотя бы потому, что теперь такая возможность есть. Более того, можно сказать, что ради неё всё это и затевалось.

Болонский процесс внутри Европы должен унифицировать образовательные стандарты в странах-участницах, чтобы люди свободно переезжали из страны в страну и у них не было проблем при трудоустройстве из-за (не)признания дипломов (хотя слово «диплом» здесь теперь не вполне корректно).

Кроме того, единым должно стать и образовательное пространство — после бакалавриата в одной стране можно пойти в магистратуру в другой или даже поучиться за рубежом всего один семестр (программа Erasmus). Всё это стало возможным благодаря European Credit Transfer System (ECTS) — системе переносимости баллов.

Для получения степени, бакалаврской или магистерской, студенту нужно собрать определённое количество баллов (credits) после того, как он пройдёт курсы из списка своей специальности — некоторые из них обязательны, остальные по выбору.

Это так называемая модульная система: есть список дисциплин, есть требование по баллам, а где географически ты их набрал — дело десятое. Кроме стимулирования европейских интеграционных процессов, такой подход служит интересам студента.

Скорость накопления знаний растёт, области специализации сужаются, навык работать самостоятельно и учиться всю жизнь, причём в разных условиях, выходит на первый план. Уже не приходится надеяться на то самое идеальное и единственное образование, которое получил в лучшем вузе и которого хватит на всю жизнь.

Доучиваться и приспосабливаться всё равно придётся. Поэтому возможность сменить вуз после бакалавриата — хорошая тренировка будущей меняющейся профессиональной жизни.

В 2012 году 39% немецких бакалавров поехали за магистерской степенью в другой вуз — несмотря на ностальгию по пятилетнему инженерному диплому. Это много. Остаться на знакомом месте и продолжить бакалаврскую работу, конечно, проще, но в учёбе действует принцип «чем хуже, тем лучше». Тяжело в учении — легко в бою, да?

Новый вуз может помочь найти работу мечты (или просто трудоустроиться)

Часто бакалавриат выбирают по принципу «куда взяли» или «надо же куда-то пойти». Многие абитуриенты точно не знают, где вообще хотят работать. К моменту поступления в магистратуру есть вероятность, что туман рассеется.

И тогда выбор магистратуры может подсказать выбор работодателя: у многих вузов, особенно инженерных (МАИ, МИФИ), есть целевые наборы. Ведут целевой набор через свои кафедры госкорпорации — например, Росатом и Роснано.

Поступление по целевому набору избавит вас от головной боли, где взять деньги на учёбу, и поможет плавно перейти от учёбы к работе. Поступить по целевому набору можно и в бакалавриат, но в 18 лет такая определённость может ограничить будущую свободу. В 22 года с планами определиться всё-таки немного легче. И магистратура даёт ещё один шанс.

Шанс перейти в вуз покруче (и стать выпускником этого вуза)

Особенно эта мотивация характерна для англичан и американцев, которые продолжают учиться в магистратуре. Образование там платное — и очень дорогое, поэтому многие останавливаются на бакалавриате.

Для похода в магистратуру нужны веские причины, например, выгода для будущей карьеры (иначе чем возвращать тысячи долларов образовательного кредита), а в случае Оксфорда или Гарварда название вуза при трудоустройстве имеет огромное значение.

И если не получилось в бакалавриате, приобщиться к «Хогвартсу» можно и в магистратуре (выпускниками Оксфорда, например, считаются даже защитившиеся там аспиранты — они же были student, хоть и PhD).

В России тоже есть вузы с сильными брендами — в основном это вузы проекта 5-100 во главе с МФТИ, ВШЭ, ИТМО, ТГУ и МГУ. Окончите там магистратуру — будете их гордыми выпускниками, даже если бакалавриат у вас в вузе попроще.

Повысить класс образования можно и не в самом громком вузе — всё зависит от ваших интересов и дотошности поисков. Иногда новые программы магистратуры строятся одним-двумя приглашёнными зарубежными профессорами.

Могут быть и двойные дипломы с иностранным вузом. Кстати, программы с двойными дипломами — ещё одно ключевое слово.

Обучение за рубежом или ообучение на английском языке даст вам дополнительный козырь в любой профессии.

Вы можете поступить в магистратуру за рубежом

По системе ECTS вы можете выучиться в магистратуре в Европе, нужно только набрать нужное количество баллов. И если в Великобритании обучение стоит очень недёшево, то в государственных вузах Германии (а их большинство) обучение бесплатное, в том числе для иностранцев.

Для обучения в Великобритании есть стипендии. Понадобится, конечно, освоить язык и сдать экзамен, но зато и уровень challenge в личном и учебном смысле будет принципиально другим. А дальше — смотри первый пункт.

Магистратура в другом вузе — это возможность вообще перезапустить жизнь

Самое главное. Проблема неосознанного (под давлением родителей, школьных учителей, по примеру друзей — нужное подчеркнуть) выбора университета сразу после школы типична для России.

«Нет ничего страшного в смене специализации после бакалавриата», успокаивает раздел «Образование» газеты The Guardian. По разным оценкам, в России от 30 до 70% выпускников вузов работают не по специальности.

Отчасти это связано с устаревшей и оторванной от рынка труда структурой «образовательного портфеля»: выпускают одних, а нанять готовы других. Но очень много людей просто ненавидят специальность, по которой получили диплом. У всех наверняка есть друг Коля, сын доктора и доктора, который в десять лет знал, что будет доктором.

Но у большинства из нас всё было несколько сложнее. В системе пятилетнего диплома из этого угла не было выхода, кроме болезненного для студента (и родителей) варианта бросить вуз и начать заново. Для молодых людей это ещё и означало потерю брони от армии, поэтому выхода на самом деле не было совсем.

Магистратура в этом смысле спасает жизни. Наберитесь смелости и выберите в ней ту специальность, которая вам действительно нравится. Перейти из физиков в лирики будет непросто, возможно, придётся попотеть, сдать дополнительные курсы и нагонять потерянное ночами. Но, поверьте, оно того стоит.

Нет ничего ужаснее провести жизнь запертым в офисе один на один с нелюбимым делом.

Источник:

Как поступить в магистратуру на бюджет?

Систему образования, сложившуюся в нашей стране с 2009 года, можно назвать трехуровневой.

Это произошло из-за смешения старой советской системы образования, при которой студенты обучались в ВУЗе по программе специалитета 5-6 лет и после этого поступали в аспирантуру, и новой двухуровневой Болонской системы: бакалавриат — 4 года и магистратура — 2 года.

Сложилась ситуация, когда ряд ВУЗов проводит обучение по 5-летней программе, а другие уже перешли на новую двухуровневую систему.

Что выбрать: бакалавриат или специалитет?

На самом деле и та и другая система имеют свои преимущества и недостатки. Так, бакалавриат дает возможность более продуманной профессиональной ориентации при поступлении в магистратуру.

Это обусловлено тем, что бакалавр имеет возможность выбирать между магистратурой по своей специальности в этом же ВУЗе или в любом другом.

Причем при выборе магистратуры по другой специальности вчерашний бакалавр будет иметь две специальности, что может пригодиться при поиске работы.

Кроме того, дипломы двухуровневой системы легче признаются на Западе и дают возможность с дипломом бакалавра поступать в магистратуру западных университетов.

С другой стороны, во многих технических и медицинских ВУЗах 4 лет явно недостаточно для получения полноценного высшего образования. Это во многом объясняет недостаточно высокий спрос рынка труда на бакалавров по сравнению со специалистами.

К тому же бюджетные места на обучение в магистратуре сильно ограничены, а плата за это обучение достаточно высока. Но зато можно, получив диплом бакалавра, прервать обучение, поработать, накопить денег на оплату обучения и затем продолжить его в магистратуре.

Преимущества специалитета заключаются еще и в том, что желающие заниматься научной работой могут сразу после окончания ВУЗа поступать в аспирантуру. При двухуровневой системе образования это возможно только после окончания магистратуры.

Поэтому при выборе специальности и системы образования надо учитывать все эти факторы.

Условия и правила поступления в магистратуру на бюджет

Правила поступления в магистратуру на бюджетные места требуют предоставить:

  • диплом о высшем профессиональном образовании бакалавра или дипломированного специалиста. Лица, имеющие степень магистра и желающие получить второе высшее образование, принимаются на обучение в магистратуру на платной основе;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий гражданство РФ. Для лиц, постоянно проживающих в Крыму, выделяются отдельные места в пределах контрольных цифр.
  • сведения об индивидуальных достижениях на усмотрение поступающего.

Вступительные испытания в магистратуру проводятся ВУЗами, как правило, в письменной форме в соответствии с образовательными стандартами. Программы заблаговременно публикуются на сайтах приемных комиссий.

Оценка результатов испытаний измеряется по 100-бальной шкале в соответствии с правилами Болонской системы.

Количество баллов, необходимое для успешной сдачи экзамена по конкурсу, определяется каждым ВУЗом самостоятельно.

Учет индивидуальных достижений при поступлении в магистратуру

Общий балл поступающего в магистратуру на бюджетные места складывается из баллов за вступительные испытания и баллов, полученных за индивидуальные достижения.

Перечень этих достижений и количество баллов устанавливаются каждым ВУЗом отдельно в соответствии с профилем магистерской программы.

К наиболее значимым личным достижениям большинство ВУЗов относит диплом с отличием, наличие патента на изобретение, публикация научной статьи ВАК, публикация научной статьи РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), публикация научной статьи Scopus и Web of Science, участие в студенческих научных конференциях, публикация тезисов и докладов, победа на Всероссийских студенческих научных олимпиадах и конкурсах.

Перечень достижений и количество баллов, которые можно за них получить, как и порядок проведения конкурсного отбора, каждый ВУЗ устанавливает самостоятельно.

Так в МГТУ им. Н.Э. Баумана диплом с отличием может принести дополнительно 15 баллов, наличие патента на изобретение — 15 баллов, публикация статьи в журналах ВАК — 10 баллов, а в журналах Scopus и Web of science — 15 баллов. В Высшей Школе Экономики (НИУ-ВШЭ) диплом с отличием «стоит» 5 баллов, научные статьи – 10 баллов, победы на олимпиадах — 5 баллов.

Источник: https://pedcollege2.ru/ege/mozhno-li-postupit-v-magistraturu-na-druguyu-spetsialnost-ili-v-drugoj-vuz.html

5 причин пойти в магистратуру в другой вуз (не туда, где учились до этого)

Поступление в магистратуру после бакалавриата на другую специальность

Вот отучился четыре года, стал бакалавром юриспруденциии, потому что папа хотел, а потом — что? Как вариант — пойти в магистратуру. Главное, поступить в совершенно другой вуз. Во-первых, потому что так можно.

Во-вторых, это лучший способ перезапустить жизнь, если юрфак — ну совсем не твоё. Александра Борисова объясняет, что сегодня даёт магистратура и какой смысл (а он есть!) в двухступенчатой Болонской системе образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

С 1999 года в Европе, а с 2003 года и в России началась реформа высшего образования, известная как Болонский процесс. Наша высшая школа разделилась на две самостоятельные ступени — бакалавриат и магистратуру.

Надо сказать, что процесс называется Болонским по городу, где страны подписали соглашение, и никакого отношения к итальянской образовательной системе не имеет.

В Италии высшее образование существовало, как и в России, в форме диплома специалиста (он назывался laurea, учиться нужно было 4-5 лет).

Ступенчатая система была не привычна и для Германии, и для всех стран немецкого академического мира (куда входит и Россия — наша система пришла оттуда) — там университеты всегда выдавали дипломы. Да ещё какие: немецкие инженерные дипломы были знаком качества и гарантией трудоустройства по всему миру.

«Родными» две ступени высшего образования были в основном для Великобритании. А в остальной Европе они внедрялись (и продолжают) с боем. Немцы вздыхают по своему фирменному инженерному специалитету, а в итальянских СМИ до сих пор можно встретить эмоциональные заголовки типа «Университеты: провал реформы «3+2».

Так какой всё-таки смысл в двухступенчатой системе и почему после бакалавриата стоит обязательно сменить вуз?

1. Это тренировка жизни (учёбы/работы) в разных условиях и местах

Сменить вуз нужно хотя бы потому, что теперь такая возможность есть. Более того, можно сказать, что ради неё всё это и затевалось.

Болонский процесс внутри Европы должен унифицировать образовательные стандарты в странах-участницах, чтобы люди свободно переезжали из страны в страну и у них не было проблем при трудоустройстве из-за (не)признания дипломов (хотя слово «диплом» здесь теперь не вполне корректно).

Кроме того, единым должно стать и образовательное пространство — после бакалавриата в одной стране можно пойти в магистратуру в другой или даже поучиться за рубежом всего один семестр (программа Erasmus). Всё это стало возможным благодаря European Credit Transfer System (ECTS) — системе переносимости баллов.

Для получения степени, бакалаврской или магистерской, студенту нужно собрать определённое количество баллов (credits) после того, как он пройдёт курсы из списка своей специальности — некоторые из них обязательны, остальные по выбору.

Это так называемая модульная система: есть список дисциплин, есть требование по баллам, а где географически ты их набрал — дело десятое. Кроме стимулирования европейских интеграционных процессов, такой подход служит интересам студента.

Скорость накопления знаний растёт, области специализации сужаются, навык работать самостоятельно и учиться всю жизнь, причём в разных условиях, выходит на первый план. Уже не приходится надеяться на то самое идеальное и единственное образование, которое получил в лучшем вузе и которого хватит на всю жизнь.

Доучиваться и приспосабливаться всё равно придётся. Поэтому возможность сменить вуз после бакалавриата — хорошая тренировка будущей меняющейся профессиональной жизни.

В 2012 году 39% немецких бакалавров поехали за магистерской степенью в другой вуз — несмотря на ностальгию по пятилетнему инженерному диплому. Это много. Остаться на знакомом месте и продолжить бакалаврскую работу, конечно, проще, но в учёбе действует принцип «чем хуже, тем лучше». Тяжело в учении — легко в бою, да?

2. Новый вуз может помочь найти работу мечты (или просто трудоустроиться)

Часто бакалавриат выбирают по принципу «куда взяли» или «надо же куда-то пойти». Многие абитуриенты точно не знают, где вообще хотят работать. К моменту поступления в магистратуру есть вероятность, что туман рассеется. И тогда выбор магистратуры может подсказать выбор работодателя: у многих вузов, особенно инженерных (МАИ, МИФИ), есть целевые наборы.

Ведут целевой набор через свои кафедры госкорпорации — например, Росатом и Роснано. Поступление по целевому набору избавит вас от головной боли, где взять деньги на учёбу, и поможет плавно перейти от учёбы к работе. Поступить по целевому набору можно и в бакалавриат, но в 18 лет такая определённость может ограничить будущую свободу. В 22 года с планами определиться всё-таки немного легче.

И магистратура даёт ещё один шанс.

3. Шанс перейти в вуз покруче (и стать выпускником этого вуза)

Особенно эта мотивация характерна для англичан и американцев, которые продолжают учиться в магистратуре. Образование там платное — и очень дорогое, поэтому многие останавливаются на бакалавриате.

Для похода в магистратуру нужны веские причины, например, выгода для будущей карьеры (иначе чем возвращать тысячи долларов образовательного кредита), а в случае Оксфорда или Гарварда название вуза при трудоустройстве имеет огромное значение.

И если не получилось в бакалавриате, приобщиться к «Хогвартсу» можно и в магистратуре (выпускниками Оксфорда, например, считаются даже защитившиеся там аспиранты — они же были student, хоть и PhD).

В России тоже есть вузы с сильными брендами — в основном это вузы проекта 5-100 во главе с МФТИ, ВШЭ, ИТМО, ТГУ и МГУ. Окончите там магистратуру — будете их гордыми выпускниками, даже если бакалавриат у вас в вузе попроще.

Повысить класс образования можно и не в самом громком вузе — всё зависит от ваших интересов и дотошности поисков. Иногда новые программы магистратуры строятся одним-двумя приглашёнными зарубежными профессорами.

Могут быть и двойные дипломы с иностранным вузом. Кстати, программы с двойными дипломами — ещё одно ключевое слово.

Обучение за рубежом или ообучение на английском языке даст вам дополнительный козырь в любой профессии.

4. Вы можете поступить в магистратуру за рубежом

По системе ECTS вы можете выучиться в магистратуре в Европе, нужно только набрать нужное количество баллов.

И если в Великобритании обучение стоит очень недёшево, то в государственных вузах Германии (а их большинство) обучение бесплатное, в том числе для иностранцев. Для обучения в Великобритании есть стипендии.

Понадобится, конечно, освоить язык и сдать экзамен, но зато и уровень challenge в личном и учебном смысле будет принципиально другим. А дальше — смотри первый пункт.

5. Магистратура в другом вузе — это возможность вообще перезапустить жизнь

Самое главное. Проблема неосознанного (под давлением родителей, школьных учителей, по примеру друзей — нужное подчеркнуть) выбора университета сразу после школы типична для России. «Нет ничего страшного в смене специализации после бакалавриата», успокаивает раздел «Образование» газеты The Guardian.

По разным оценкам, в России от 30 до 70% выпускников вузов работают не по специальности. Отчасти это связано с устаревшей и оторванной от рынка труда структурой «образовательного портфеля»: выпускают одних, а нанять готовы других. Но очень много людей просто ненавидят специальность, по которой получили диплом.

У всех наверняка есть друг Коля, сын доктора и доктора, который в десять лет знал, что будет доктором.

Но у большинства из нас всё было несколько сложнее. В системе пятилетнего диплома из этого угла не было выхода, кроме болезненного для студента (и родителей) варианта бросить вуз и начать заново. Для молодых людей это ещё и означало потерю брони от армии, поэтому выхода на самом деле не было совсем.

Магистратура в этом смысле спасает жизни. Наберитесь смелости и выберите в ней ту специальность, которая вам действительно нравится. Перейти из физиков в лирики будет непросто, возможно, придётся попотеть, сдать дополнительные курсы и нагонять потерянное ночами. Но, поверьте, оно того стоит.

Нет ничего ужаснее провести жизнь запертым в офисе один на один с нелюбимым делом.

Иллюстрации: Shutterstock (Sapunkele)

Источник: https://mel.fm/magistratura/8329750-magistracy

Нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата

Поступление в магистратуру после бакалавриата на другую специальность

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое магистратура?

Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире.

В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой ученой степени.

Вторая ступень высшего образования

Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», – подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Магистратура как нововведение последних лет

Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, среднее, среднее профессиональное и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: бакалавриат и магистратура. При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

Какие перспективы открыты выпускнику?

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже сразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

Магистратура ради преподавания

На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, кандидата наук и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно поступить в аспирантуру и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Особенности современной магистратуры

Сразу отметим, что учиться – это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор – это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях – это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее – это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха.

Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Формы обучения

Отметим тот факт, что формы обучения в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, заочного обучения. Заочное обучение длится два с половиной года, очное – два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения – контрольные работы и т. д.

Количество бюджетных мест для магистрантов

Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

Как же поступить?

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как “Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?”, можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Можно ли бросить магистратуру?

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Есть ли альтернатива такому обучению?

Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения.

В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы.

Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

Источник: https://FB.ru/article/261664/nujna-li-magistratura-posle-bakalavriata-v-rossii-nujno-li-uchitsya-v-magistrature-posle-bakalavriata

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре – Психологос

Поступление в магистратуру после бакалавриата на другую специальность

В 2010 учебном году на двухуровневую систему обучения должны перейти все российские вузы. В чем ее смысл?

Кто придумал двухуровневую систему?

Именно по такой схеме – сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство – уже давно учатся студенты в западных вузах.

Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат – это полноценное высшее образование.

В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура – это еще два года в институте.

Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы – бакалавриат – магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате.

К примеру, в одном из крупнейших российских вузов – Финансовой академии при правительстве РФ (ФА при правительстве РФ), рассказал на недавней онлайн-конференции в «КП» ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 – в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры – это все равно что недоучившиеся студенты.

Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков – и Московский государственный технический университет им. Н.Э.

Баумана (МГТУ имени Баумана), и Российский университет дружбы народов (РУДН), и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью «КП» отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы.

К примеру, на факультете психологии «вышки» на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские.

Плюс и в том, что система «бакалавриат – магистратура» позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

– Для работодателя важно прежде всего высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова «бакалавр», делая акцент на высшем образовании.

– В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях.

Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время.

Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания – экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, – приоритетной должна стать степень магистра.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/5-naivnyh-voprosov-o-bakalavriate-i-magistrature

Юрист Ходюков
Добавить комментарий