Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

Расчет НМЦК методом сопоставимых рыночных цен — пример 2019

Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

Закупочная документацияНМЦКОбоснования

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен — это расчет максимальной суммы, которую заказчик может потратить на товары, работы, услуги, с применением способа анализа рынка. Показываем алгоритм и приводим пример, как рассчитать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Основание применения метода

Законодательная основа расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта — это статья 22 Федерального закона № 44-ФЗ. В ней приведены все возможные способы исчисления максимальной стоимости закупки (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ). Дополнительно расчет регулирует Приказ Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 и утвержденные им Методические рекомендации.

В ч. 6 ст. 22 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (или же анализ рынка) определяется приоритетным способом расчета начальной стоимости.

Метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка по 44-ФЗ заключается в изучении общедоступных источников информации и сборе аналитических данных по требуемым позициям с целью дальнейшего использования этих сведений для исчисления НМЦК (ч. 2, 5 ст. 22 44-ФЗ).

При изучении стоимости (конкретных предложений продавца, прайс-листов, расценок с официальных сайтов) в расчет берутся идентичные или, если невозможно найти идентичные предложения, однородные товары.

Поэтому пример обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен подходит практически для всех конкурентных заказов и закупок у единственного поставщика, стоимость которых можно рассчитать путем анализа ценовых предложений поставщиков по приобретаемым заказчиком товарам, работам, услугам.

Под идентичными понимаются те продукты, которые имеют абсолютно одинаковые характеристики и признаки, включая качество, количество, внешний вид, уникальность, страну-изготовителя. У однородных товаров главные характеристики и критерии являются аналогичными, но не одинаковыми (ч. 13, 14 ст. 22 44-ФЗ).

Однородная продукция может иметь одни и те же качественные характеристики или одинаковую страну происхождения.

Когда поставщик направляет заказчику ценовые предложения на товары, работы, услуги, он должен включать в документ основные описательные и качественные характеристики, а также отсылку на товарный знак и представляемую модель и комплектацию. Делается это для того, чтобы заказчик смог отнести поставляемые ТРУ к группе однородных или идентичных товаров.

А по 223-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не обязателен к применению. Закон о закупках отдельными видами юридических лиц позволяет не обосновывать цены на заключаемые договоры и методы ее расчета. Но по аналогии с анализом рынка в 44-ФЗ, специалисты, закупающие товары, работы и услуги по 223-ФЗ, могут использовать рыночный метод исчисления стоимости договора.

Источники информации для анализа

После сбора информации делают расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен. Чтобы провести анализ рынка, в первую очередь необходимо собрать дополнительные сведения.

Заказчик должен помнить, что все финансовые и коммерческие условия по конкретной закупке должны быть сопоставимыми (ч. 3 ст. 22 44-ФЗ).

Для приведения данных в сопоставимую форму можно использовать индекс пересчета цен или иные обоснованные коэффициенты (ч. 4 ст. 22 44-ФЗ).

Получить стоимостную информацию можно несколькими способами:

  1. Отправить запросы минимум 5 потенциальным поставщикам (п. 3.7.1 Методических рекомендаций). В судебных нормативах есть практические случаи, устанавливающие право заказчика определять количество направляемых запросов (Постановление АС Северо-Западного округа по делу № А42-2927/2014 от 27.03.2015). Запросы можно направить по электронной почте или почтовым отправлением. В ответ организация-заказчик должна получить коммерческие предложения от поставщика.
  2. Изучить общедоступные источники информации: прайс-листы, каталоги, официальную рекламу, биржевые котировки и котировки на электронных площадках, сведения о ценах, определенные исполнительными органами, данные рыночной оценки и органов государственной статистики. Не рекомендуется использовать данные от поставщика, включенного в РНП, из анонимных источников или сведения, в которых нет детализации расчетных величин и которые не соответствуют приобретаемым ТРУ.
  3. Цены, приведенные в реестре контрактов в Единой информационной системе, при условии, что данные соглашения были исполнены без штрафных санкций в течение 3 предшествующих лет (п. 3.7.3 Методических рекомендаций, Приложение № 2 Приказа № 567). При этом ЦК из реестра в ЕИС может быть увеличена при необходимости на 17 % — для запроса котировок и предложений, на 13 % — для аукциона, не более 10 % — для конкурса. Для закупок у единственного поставщика стоимость не меняются.

Если по закупаемым товарам, работам или услугам невозможно найти данные по стоимости в открытых и доступных сервисах, то можно воспользоваться еще одним источником получения аналитической ценовой информации — разместить в Единой информационной системе запрос цен.

Скачать

Инструкция расчета НМЦК и примеры

Шаг 1. Сбор необходимой ценовой информации.

Шаг 2. Анализ полученных данных и приведение сведений в сопоставимую форму. Для этого используется коэффициент вариации.

Шаг 3. Если исчисленные ценовые значения однородны, то применяется формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен. Если исчисленный коэффициент вариации равен 33 % и более, то цены не являются однородными. Значит, заказчику надлежит запросить новые ценовые предложения или заново проанализировать возможные информационные источники, а затем пересчитать стоимость.

Вот так выглядит готовый пример определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Скачать

Разъяснения по теме

Основные тезисыРеквизиты документаСкачать
Заказчик для обоснования НМЦК использует информацию, которую получил из любых источников, в рамках ч. 18 ст. 22 44-ФЗ.

Источник: https://gozakaz.ru/instrukcziya-po-obosnovaniyu-nmczk-metodom-sopostavimyh-rynochnyh-czen/

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Метод сопоставимых рыночных цен: как рассчитать, обосновать и не ошибиться

Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

Перед тем как провести закупку заказчик должен обосновать цену, за которую планирует закупать то, что ему надо. Цена эта должна быть актуальной и соответствовать действительности. Обосновывают цену по рекомендациям приказа Минэкономразвития от 02.

10.2013 № 567. Там указаны все методы, которыми можно обосновывать цену закупки. Приоритетный метод – это метод анализа рынка. Все остальные методы применяют, когда приоритетный не подходит. Расскажем, как работать с методом сопоставимых рыночных цен.

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в том, чтобы заказчик проанализировал ценовую обстановку на рынке его объекта закупки и вывел среднюю цену.

Все рекомендации по работе с методом анализа рынка указаны в приказе Минэкономразвития № 567. Но мы расскажем то, о чем в этих рекомендациях не написано.

Что именно контролер отразит в акте проверки как нарушение в работе с методом анализа рынка. Но обо всем по порядку. Используйте сервис по рачету НМЦК »

Где брать информацию о ценах

У вас есть как минимум три источника, при помощи которых вы можете добыть актуальную ценовую информацию. Все они также указаны в рекомендациях.

Первый источник – предложения от поставщиков. Первый вариант, которым вы можете воспользоваться – это предложения от поставщиков. Коммерческие предложения по вашему объекту закупки поставщики предоставят по запросу. Запрос на коммерческое предложение вы составляете в свободной форме.

Но в нем нужно отразить необходимую информацию, без которой вы не сможете использовать предложения для обоснования НМЦК анализом рынка. Укажите в запросе полное наименование объекта закупки, его характеристики, условия, на которых заключите контракт. В том числе укажите информацию о сроках оплаты и обеспечении контракта.

Учтите, что направлять запросы рекомендуется добросовестным поставщикам, у которых уже есть опыт работы по контрактам с аналогичным вашему объектом закупки. Уточните, что должна включать в себя цена – налоги, сборы, доставку, разгрузочно-погрузочные работы и т.д.

Достоверные источники цен: чего остерегаться при обосновании НМЦК

Почему из тысяч поставщиков для расчета рыночной цены нужного вам товара вы выбрали конкретных троих? За этим вопросом контролера часто следует обвинение в сговоре с поставщиком и штраф. Смотрите, как работать с источниками ценовой информации, чтобы купить безопасно, быстро и дешево.

Смотреть обзор

Второй источник – реестр контрактов. Вы можете также взять информацию из реестра контрактов. Учтите, что нужно выбирать те контракты, которые исполнили без штрафов и пени. Важно также, каким способом проводили закупку, в результате которой заключили контракт из реестра.

Если, например, контракт, который соответствует вашему объекту закупки, заключили в результате запроса котировок – скорректируйте цену на 17 процентов в сторону увеличения. Процент корректировки цены по каждому способу закупки смотрите в рекомендациях приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.

Третий источник – открытые ресурсы. Вы также можете брать цены из открытых источников для обоснования НМЦК. Но анонимные и недостоверные источники использовать нельзя.

Учтите, что региональные власти также вправе утвердить свои собственные рекомендации по обоснованию цены закупки. Используйте не только рекомендации 567, но и региональные акты.

Итак, чтобы корректно обосновать НМЦК закупки методом анализа рынка используйте статью 22 Закона № 44-ФЗ, рекомендации приказа Минэкономразвития № 567 и региональные, местные НПА, если они есть.

Не выбрасывайте документы после того как заключили контракт. Храните все документы по обоснованию цены, коммерческие предложения и копии запросов не менее 5 лет. Если вы не попали в плановую проверку в этот год, это не значит, что не попадете в следующем году. Контролера будет интересовать ваша закупочная деятельность не только за последний период, но и более ранняя.

С июля вступил в силу новый ГОСТ по оформлению документов. Многие ассоциируют слово «документ» только с бумажной формой. Это мнение ошибочно, изменения коснулись не только бумажных документов, но и электронных. Всех, кто проигнорирует новые требования, контролер накажет штрафом. Читайте, какие новые требования учесть в работе с электронными документами.

Как обосновать цену методом анализа рынка

Самый популярный способ добыть актуальные цены – запросить их у поставщиков. Составьте запрос коммерческого предложения. Направьте его минимум пяти поставщикам. Нужно, чтобы ответы пришли хотя бы от трех поставщиков. На основе трех коммерческих предложений можно обосновывать НМЦК.

Актуальность цен. Обратите внимание, что коммерческое предложение по умолчанию актуально полгода. По прошествии этого времени нужно будет обновить данные, привести цены к текущему периоду. Или запросить новые ценовые предложения. Формулы для приведения цен к текущему периоду смотрите также в приказе № 567.

Однородность цен. Однородность цен нужна, чтобы вы наверняка знали, что никто из поставщиков не занизил или искусственно не завысил цену. Для этого вы рассчитываете коэффициент вариации цены. Он должен быть не выше 33 процентов. Если он получился выше – значит, цены неоднородны и такие предложения нельзя использовать для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Эксперт журнала “Госзакупки.ру” проанализировал 50 актов проверки финконтроля и судебных решений и выявил три необычные ошибки в обосновании НМЦК, которые выявляют Казначейство и Счетная палата. В статье также вы найдете таблицу, когда и как применять каждый метод обоснования НМЦК.

Какие неожиданные ошибки находят контролеры в обосновании цены методом анализа рынка

В приказе Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 содержатся общие рекомендации по обоснованию НМЦК. Но там написано далеко не все, на что обратит внимание контролер, когда придет к вам с проверкой. Читайте, какие ошибки укажут в акте проверки, несмотря на то, что о них ничего не сказано в рекомендациях по обоснованию цену методом анализа рынка.

Закупка у СМП означает запрос цен у СМП. Представьте, вы планируете провести закупку у субъектов малого предпринимательства. Чтобы обосновать НМЦК, вы используете метод анализа рынка.

Запрашиваете у поставщиков цены, работаете с коммерческими предложениями в полном соответствии с рекомендациями № 567. Но при проверке выясняется, что раз вы проводите закупку у СМП, то и запрашивать цены тоже надо было у СМП.

Это не указано в приказе, но учиться лучше на чужих ошибках.

Обоснование даже там, где 44-ФЗ этого не требует. Когда вы проводите малые закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, вы не обязаны обосновывать цену. Однако, контролер может потребовать обоснования, опираясь на бюджетный кодекс.

По БК вы должны расходовать деньги эффективно, а прямым доказательством соблюдения этого принципа будет исследование рынка даже там, где 44-фз не требует этого от вас. Так вы покажете, что не просто исполняете рекомендации, но и действительно прикладываете максимум усилий, чтобы закупать эффективно.

Запрос цен у ликвидированных поставщиков. При проверках часто выясняется, что предложения заказчику поступили от поставщиков, которые давно прекратили свою деятельность. Или вообще не имеют отношения к объекту закупки.

И еще хуже, если между поставщиками обнаружится какая-то связь – например один и тот же генеральный директор, или один и тот же адрес регистрации юрлица.

Чтобы избежать этой ошибки – проверяйте своих потенциальных поставщиков по данным из открытых источников.

Например, на сайте ФНС. Там есть открытый общедоступный ресурс – «Проверь себя и контрагента». На нем можно запросить выписку ЕГРЮЛ – в ней будет отражена вся доступная информацию о юрлице – банкротство, ликвидация, юрадрес, учредители и тд. Чтобы получить выписку из ЕГРЮЛ достаточно знать ИНН организации – обычно коммерческие предложения направляют на бланках. В шапке указывают реквизиты.

Как модифицировать метод обоснования НМЦК под свои нужды и сэкономить на этом

Существует пять утвержденных законом методов, как обосновывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК): метод анализа рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. У заказчиков из регионов есть возможность модифицировать эти методы под свои нужды, если разрешение даст высший орган исполнительной власти региона. Такая модификация позволяет более точно рассчитать стоимость объекта закупки.

Прочитать статью

Цена сформирована правильно, но превышает среднерыночную. Даже работа в полном соответствии с рекомендациями не гарантирует корректный расчет цены. При проверках часто выясняется, что цена рассчитана правильно, но она выше среднерыночной по региону. Проверить это можно на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Не вывели среднюю цену. Еще один повод придраться для контролера – вместо выведения средней цены, вы взяли наименьшую цену. Так можно делать в исключительных случаях, например, если у вас не хватает лимитов бюджетных обязательств.

Цена у едпоставщика выше конкурентной. Если один и тот же объект закупки вы приобретали через конкурентные процедуры и у едпоставщика, отследите соответствие цен.

Даже если вы корректно обосновали цену методом анализа рынка, это не значит, что она стопроцентно будет соответствовать действительности.

В закупке у едпоставщика нет конкуренции, а в закупках конкурентных участники роняют цену, чтобы победить и подписать контракт. Цены должны быть хотя бы схожи.

Неправильно сравнили цены. Еще один повод, по которому контролер будет иметь к вам претензии – это арифметические ошибки. Для расчетов лучше пользуйтесь табличными редакторами – это исключит ошибку.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103254-qqq-18-m10-metod-sopostavimyh-rynochnyh-tsen

Расчет НМЦК в Excel начальной максимальной цены контракта

Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

Для унификации подхода к формированию НМЦК (начальной (максимальной) цены контракта, подписываемого с единственным поставщиком) при выполнении закупок в соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработаны методические рекомендации с методами и формулами расчета. А для участия в государственных торгах нужно составлять обоснование НМЦК. Расчет можно произвести в Excel.

Исчисление и обоснование начальной (максимальной) цены контракта зависит от методов, определенных в Законе:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Предпочтение отдается методу сопоставимых рыночных цен. Получить ценовую информацию об одинаковых (идентичных) товарах, работах и услугах можно из следующих источников:

  • официальных публикаций государственных и муниципальных органов, международных организаций;
  • сайта госзакупок;
  • сведений информационно-ценовых агентств;
  • статистических отчетов;
  • общедоступной рекламы в СМИ, Интернете.

При расчете начальной цены контракта используются коэффициенты, которые учитывают:

  • объем товара, работ, услуг;
  • срок определения НМЦК, исполнения договора;
  • место поставки;
  • изменение номенклатуры и т.д.

Расчетные данные и обоснование НМЦК оформляются документально и подписываются работником контрактной службы.

Выбор конкретного способа зависит от ситуации, исходных данных и других факторов.

Статьи

Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

В данной статье мы поговорим о нарушениях, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк, включаемой в план-график.

Если быть точнее, то речь пойдет об обоснованности НМЦк, рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод расчета является основным, поэтому к нему приковано самое пристальное внимание.

 

Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование.  Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст.

18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.

2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены.

Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации.

Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.).

Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.).

В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки.

Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Источник: http://44fz.ru/article/metod-sopostavimyh-rynochnyh-cen/

Расчет НМЦК по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен + пример

Метод сопоставимых рыночных цен пример расчета

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену.

При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок.

Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

В самом общем смысле НМЦК показывает потенциальному участнику торгов, выше какой суммы контракт заключен быть не может ни при каких обстоятельствах.

Приоритетный метод расчета: на чем основан

Регулирование вопросов, связанных с начальной ценой контракта осуществляется статьей 22 ФЗ-44 и Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, утвердившим «Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

И Закон о контрактной системе (ч. 1 ст. 22), и Методические рекомендации устанавливают право заказчика рассчитать и обосновать НМЦК одним из нескольких способов (методов): анализа рынка, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным.

Также возможно сочетать несколько указанных методов при расчете цены закупки.

Тарифный метод применяют, когда установлены нормативы на ТРУ, или в случае регулируемых рыночных цен, проектно-сметным методом пользуются чаще всего при закупке строительных и ремонтных работ. 

Однако, приоритетным методом обоснования НМЦК назван именно метод анализа рынка, или, по-другому — метод сопоставимых рыночных цен. Суть расчета с помощью такого метода состоит в анализе рыночных цен на товары, работы или услуги (ТРУ), которые планируются к закупке, а если точно таких нет по какой-либо причине, то — цен на однородные товары.

Важно помнить, что части 13-14 ст. 22 ФЗ -44 трактуют идентичность ТРУ как имеющих одинаковые характерные (главные) признаки, а однородность — как имеющих сходные признаки, позволяющие ТРУ быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми. 

В случае закупки работ и услуг принимаются во внимание также их вид, объем, уникальность и качество.

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.

Источники ценовой информации – откуда их получить

Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т. д);
  • Для приведения к сопоставимому виду можно пользоваться поправочными коэффициентами, индексами пересчета цен (ИПЦ);
  • При отсутствии или недостатке цен, полученных из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос ценовой информации в ЕИС.

Необходимо отметить, что к общедоступным закон относит большое количество источников ценовой информации:

  • Цены на ТРУ по исполненным без штрафных санкций (то есть надлежащим образом) контрактам, сведения о которых содержит единый реестр госконтрактов в ЕИС;
  • Рекламные, каталожные цены, прайс-листы компаний, рассчитанные на неопределенный круг лиц;
  • Биржевые котировки, котировки на электронных площадках;
  • Данные госстатистики (сайты Росстата и региональных его отделений);
  • Официальная информация о ценах на ТРУ, установленных уполномоченными органами;
  • Данные рыночной оценки объектов;
  • Информация ценовых агентств, проведенные по заданию заказчика изучения и расчеты (с указанием методологии расчетов), иные источники информации.

Важно: ст. 22 ФЗ-44 устанавливает, что в отношении закупки отдельных видов ТРУ могут устанавливаться специальные правила формирования НМЦК (как федерального уровня, так и в субъектах РФ). 

Алгоритм и пример расчета НМЦК

Чаще всего заказчики рассчитывают НМЦК на основе коммерческих предложений, полученных в ответ на свои запросы от потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Методические рекомендации (Приказ МЭР России № 567) устанавливают, что для обоснования цены, заказчик направляет не менее 5 запросов, а при расчете использует не менее 3-х полученных коммерческих предложений (КП), соответствующих его   требованиям.

Впрочем, Методические рекомендации не имеют силы закона, а только рекомендованы к применению, и заказчик может действовать в соответствии с внутренними положениями о закупках.

К расчету НМЦК, однако, можно применять не все цены из КП, а только те из них, которые являются сопоставимыми (разброс между предлагаемыми ценами не должен быть существенным). Для определения сопоставимости цен рассчитывают их коэффициент вариации (формулы содержатся в Методических рекомендациях):

Если коэффициент вариации превысит 33%, используемые цены не являются однородными, и заказчик должен использовать другую ценовую информацию, или получить дополнительные предложения цен.

Если же цены однородны, можно рассчитать НМЦК по формуле:

На самом деле расчет коэффициента вариации и НМЦК не является сложным и на практике выполняется достаточно просто.

К примеру:

Заказчику необходимо закупить 50 офисных стульев. На свои запросы он получил от поставщиков 4 коммерческих предложения с ценами в 1000, 1010, 1100, и 1800 руб. за единицу товара (стул).

При расчете коэффициента вариации, установлено, что предложение одного из поставщиков не является однородным с другими предложениями, поскольку его коэффициент превышает 33%.

Оставшиеся ценовые предложения могут быть использованы в расчете (их коэффициент вариации равен 5, 31%), а НМЦК составит 51 833,33 руб.

Расчет НМЦК можно производить как самостоятельно, так и с помощью специальных онлайн-сервисов или программ. Результат расчета заказчик оформляет в виде отчета и включает в состав документации о закупке. При этом информация о поставщиках, предоставивших предложения, не подлежит публикации в ЕИС.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/154-raschet-nmsk-metodom-sopostavimykh-rynochnykh-tsen

Юрист Ходюков
Добавить комментарий